Спасет ли производителей закон против магазинов?
10 Сентября 2015Стоит ли запрещать торговым сетям брать деньги «за продвижение» с поставщиков? Федеральные министерства разошлись в оценки того, к каким последствиям приведет этот запрет, который уже наполовину принят депутатами Госдумы. Гендиректор ГК «Лосево» Эльдар Беглов считает, что любые нерыночные механизмы регулирования изначально обречены на неудачу.
Напомним, в мае этого года Дума в первом чтении приняла поправки в закон «О торговле». Депутаты снижали процент разрешенного ретробонуса (вознаграждение, которое поставщик платит магазину за высокие объемы продаж его продукции) с 10 до 3 %, запрещали брать с поставщиков любые другие платежи, а также сокращали сроки, в течении которых сети должны расплачиваться с поставщиками за проданный товар.
Минпромторг поддержал эти поправки и даже предложил их ужесточить, запретив вообще все платежи, включая ретробонусы. Однако сейчас Минэкономразвития опубликовало свой отзыв на закон, в котором подвергло его критике. По мнению министерства, такой запрет сделает для сетей невыгодной работу с мелкими поставщиками, и они вообще откажутся от их продукции. То есть ситуация станет только хуже.
«Во-первых, любые нерыночные механизмы, запреты и т. д. ничего не дают, потому что сети всегда найдут способы их обойти. Во-вторых, сейчас, после введения эмбарго на импортные продуты, крупные ретейлеры заинтересованы в сотрудничестве с отечественными производителями, даже небольшими». Поэтому можно договориться о взаимовыгодных условиях сотрудничества», - считает Эльдар Беглов. - Если власти действительно хотят помочь, надо создавать по всей стране логистические центры, куда поставщики могли бы по приемлемым для них ценам сдавать свою продукцию, и уже на их основе строить систему розничных магазинов».
Впрочем, скоропортящиеся натуральные продукты в любом случае сложно продавать через крупные магазины, ориентированные на продажу товаров, которые могут лежать на полках месяцами. Поэтому, сотрудничая с ретейлерами, ГК «Лосево» постоянно развивает собственную фирменную сеть, увеличивая число магазинов, а также разрабатывает систему продажи через интернет.